Патан Патола сари (красное)

Патан Патола сари
XXI в. Шелк, икат
Центральная Индия

«Патан» — место, где ткутся такие ткани. «Патола» — двойной икат. Для этих сари характерен геометрический рисунок (здесь можно увидеть стилизованное изображение девушки на слоне). Сари соткано в технике икат. Икат — трудоемкая техника последовательного окрашивания нитей для ткани в соответствии с орнаментом готового изделия. Крашение производится до того, как начинается процесс ткачества. И окрашивание, и ткачество требуют очень высокого мастерства и опыта.
Рассказывает Андрей Теребенин:

«Патола — техника двустороннего иката происхождением из города Патан

на севере штата Гуджарат. Тридцать пять поколений семьи Сальви (Salvi)
занимаются этим высокопрофессиональным ремеслом с XI в. по
настоящее время. Скорее всего, семья принесла технику шелкового иката
из Хайдерабада, который традиционно находился под сильным персидским
влиянием. Семья приняла джайнизм, а изготовляемые ими ткани приобрели
особую популярность как сари для невест на свадьбах джайнистов.

Орнамент — самый известный рисунок называется Nari Kunjar (девочка и
слон) — местный, с сильным геометрическим уклоном. Сальви известны тем,
что используют исключительно натуральные красители. Традиционное
свадебное сари размером 5,5 м на 1,2 м стоит от шести тысяч долларов.
И семье невесты придется ждать три года до исполнения заказа — Сальви
работают всего на двух станках.

Мы с друзьями приехали в гости к семье Сальви в 2018 году. Я, помню,
задал Рахулю Сальви (Rahul Salvi), старшему мастеру, вопрос: “А почему вы
не расширите производство, не обучите новых мастеров, коли такой
спрос?”. Ответ был такой: “У нас в семье четверо мужчин, и они могут
обслужить всего два станка. За пределы семьи опыт не уйдет”. У нас
есть в коллекции патола и с рисунком “девочка и слон”, но она сделана
с использованием искусственных красителей — значит, ткали ее не
Сальви, потому что у них все заказы расписаны на несколько лет вперед».