Как Афанасий Никитин ходил в Индию через Нижний Новгород
Готовя настоящую выставку нашей коллекции индийского современного искусства и традиционных тканей, мы изучали возможность привязки её к славному Нижнему Новгороду. И на ум пришли замечательные записки тверяка Афанасия Никитина, который в середине пятнадцатого века впервые в истории России совершил путешествие в Переднюю Азию и Индию (1468–1475). Остановка в Нижнем была очень важной для спускающихся по Волге русских купцов. Сам волжский маршрут открывал интересные перспективы для русской торговли с Азией.

Путешествие купца Афанасия Никитина за Каспийское море, «Хождение за три моря» — уникальный для России XV века литературный памятник. Впервые в писанной истории России русский человек дошёл сушей и морем до высокогорья Декана в центральной Индии и вернулся назад в православные земли. В Индии Афанасий провел почти три года (1471–1474) и составил очень интересные записки о местных нравах, торговле, кастовых ограничениях и военных столкновениях.

«И приехал я в Нижний Новгород к Михаилу Киселеву, наместнику и пошленнику Ивану Сараеву, и отпустили они меня без удержания…. Я в Нижнем Новгороде две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха татарского. Он ехал от великого князя Ивана с кречетами, а их было у него девяносто. Поплыл я с ними на Низ по Волге».

Наиболее ценным в плане российского опыта контактов с Востоком в XV веке остается описание дороги тверского купца от Нижнего Новгорода до самой Индии. Примечателен сам факт, что российские купцы везли товар в каспийские порты напрямую, а не сдавали его перекупщикам в низовье Волги. При этом грабежи купеческих судов фактически блокировали нормальную торговлю вниз по Волге — обеспечить безопасность волжского маршрута удалось только к концу XVI века.

«И от многих бед пошел в Индию, так как на Русь пойти мне было не с чем».

Интересно, что путь Никитина по территории Персии от каспийского порта Чапакур до Бендер-Аббаса в Персидском заливе фактически совпадает с маршрутом строящегося ныне Международного транспортного коридора Север-Юг (International North-South Transport Corridor, INSTC), по которому доставка грузов между Россией и Индией будет осуществляться через территорию Ирана.

«У тамошнего князя фата* на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».

*Фата — лента несшитой ткани, от персидского «фота» — чалма.

Наша коллекция, выставляемая ныне в НГХМ, содержит образцы индийских тканей значительно более позднего периода, чем те, которые мог увидеть Никитин на базарах Декана. Особенность индийской культуры в том, что преемственность ее основных сюжетов и техник сохраняется в течение долгих веков; индийская цивилизация часто характеризуется как непрерывная в течение четырех с половины тысячи лет. Мы выбрали два предмета, которые происходят как раз с тех мест, которые посетил Никитин в Индии.

Латунная колба кальяна, происходит из города Бидара и сделана в технике «бидри». Сам сосуд сделан из сплава цинка и меди и инкрустирован серебром. Техника эта уникальна для бывшего царства Бахманидов, которое и посещал в Индии Афанасий.

Тканый зари паланкин происходит из Хайдерабада и принадлежит царствующей семье тамошнего низама. Хайдерабад — столица Теланганы, которую во времена Никитина Бахманиды контролировали.

Андрей Теребенин
Коллекционер
ПРОСТРАНСТВО ВЫСТАВКИ
ПЯТЬ ЭНЕРГИЙ
Рассказывает Наталья Старикова
Научный сотрудник Нижегородского художественного музея, куратор выставки
Взаимное желание не просто показать коллекцию, а передать само «дыхание» её произведений породило концепцию пяти энергий.
Культура Индии настолько самобытна и оригинальна, что любое соприкосновение с ней заставляет отказаться от привычного способа восприятия, действий и образа мыслей. Так произошло и с настоящей выставкой — никакие отработанные профессиональные схемы здесь не сработали. Сам материал — такой разный и вместе с тем такой единый в своей многогранности — потребовал особого к себе отношения. Экспозиция не складывалась на бумаге, не складывалась в графических программах, как в других наших проектах. Экспозиция выставки начала складываться только, когда произведения приехали в Нижний Новгород — в живом соприкосновении с материалом и живом диалоге с коллекционерами.

От нас потребовалось посмотреть новым взглядом на привычные музейные пространства. Ни один проект ранее не включал такого количества тканей — длинных сари, шалей — настолько же прекрасных в своем исполнении насколько сложных в экспонировании. Коллекционерам же пришлось по-новому взглянуть на коллекцию — так как в нашем пространстве не удавалось сохранить привычные сочетания произведений. Но то, что изначально казалось несочетаемым — вдруг складывалось в стройную систему, а то, что ограничивало нас — перерастало в главные экспозиционные находки.
Рассказывают Екатерина и Андрей Теребенины
Коллекционеры
Из обсуждений с кураторами родилась идея пяти тем, которые ведут посетителя по пяти залам выставки. Этими темами стали энергии, которые повлияли на нас в Индии.
Зал 1
Энергия перерождения
В индийской философии есть понятие «сансары», представление о реинкарнации души. Но для того, чтобы переродиться не обязательно ждать следующей жизни. Если мы следуем по пути своего развития, то это и есть наше перерождение.
Зал 2
Энергия памяти
Индийская цивилизация — это почти пять тысячелетий непрерывного развития культуры. Каждый этап ложился слоем в палимпсест индийской цивилизации. Коллективная память высвечивает кусочки этой пестрой мозаики и пытается сложить картинку заново, находя новые интерпретации традиционным сюжетам. Древние традиции, образы и понятия вплетены в ткань индийской повседневности и наполняются новыми смыслами. Это вызывает уважение и восхищение. Это побудило нас внимательнее относиться к своим корням.
Зал 3
Энергия силы жизни или «праны»
Прана — одно из основополагающих понятий индийского мировоззрения, которое можно перевести с санскрита как «дыхание» или «жизненный дух», то есть — сама жизнь. Согласно верованиям индусов, прана наполняет весь наш мир энергией и питает все живое. Этой энергией совершенно точно наполнены и сотканные вручную ткани.
Зал 4
Энергия интуиции
Индия предлагает отходить от стереотипов мышления и восприятия, прислушиваться к своему внутреннему миру и зачастую принимать решения и действовать непривычными для нас способами, доверяя обстоятельствам.
Зал 5
Энергия пути
Для нас это про движение по пути своего предназначения. На этом пути нужны проводники. В Индии у многих есть наставники, «гуру», учителя, и это не экзотические понятия, а норма жизни. Мудрость ищем и в емких напутствиях философов — поэтов прошлых веков, и в общении с современниками. У каждого свои учителя.
Мы условно расположили ключевые работы коллекции в соответствии с нашим восприятием этих энергий. Но мы уверены, что у посетителей будут свои ассоциации. Мы приглашаем вас к размышлению, разговору с собой и собеседниками на эти вечные для человека темы.

Екатерина Теребенина о выставке в Нижнем Новгороде

Андрей Теребенин о выставке в Нижнем Новгороде