Готовя настоящую выставку нашей
коллекции индийского современного искусства и традиционных тканей, мы изучали возможность привязки её к славному Нижнему Новгороду. И на ум пришли замечательные записки тверяка Афанасия Никитина, который в середине пятнадцатого века впервые в истории России совершил путешествие в Переднюю Азию и Индию (1468–1475). Остановка в Нижнем была очень важной для спускающихся по Волге русских купцов. Сам волжский маршрут открывал интересные перспективы для русской торговли с Азией.
Путешествие купца Афанасия Никитина за Каспийское море, «Хождение за три моря» — уникальный для России XV века литературный памятник. Впервые в писанной истории России русский человек дошёл сушей и морем до высокогорья Декана в центральной Индии и вернулся назад в православные земли. В Индии Афанасий провел почти три года (1471–1474) и составил очень интересные записки о местных нравах, торговле, кастовых ограничениях и военных столкновениях.
«И приехал я в Нижний Новгород к Михаилу Киселеву, наместнику и пошленнику Ивану Сараеву, и отпустили они меня без удержания…. Я в Нижнем Новгороде две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха татарского. Он ехал от великого князя Ивана с кречетами, а их было у него девяносто. Поплыл я с ними на Низ по Волге».Наиболее ценным в плане российского опыта контактов с Востоком в XV веке остается описание дороги тверского купца от Нижнего Новгорода до самой Индии. Примечателен сам факт, что российские купцы везли товар в каспийские порты напрямую, а не сдавали его перекупщикам в низовье Волги. При этом грабежи купеческих судов фактически блокировали нормальную торговлю вниз по Волге — обеспечить безопасность волжского маршрута удалось только к концу XVI века.
«И от многих бед пошел в Индию, так как на Русь пойти мне было не с чем».Интересно, что путь Никитина по территории Персии от каспийского порта Чапакур до Бендер-Аббаса в Персидском заливе фактически совпадает с маршрутом строящегося ныне Международного транспортного коридора Север-Юг (International North-South Transport Corridor, INSTC), по которому доставка грузов между Россией и Индией будет осуществляться через территорию Ирана.
«У тамошнего князя фата* на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».*Фата — лента несшитой ткани, от персидского «фота» — чалма.
Наша коллекция, выставляемая ныне в НГХМ, содержит образцы индийских тканей значительно более позднего периода, чем те, которые мог увидеть Никитин на базарах Декана. Особенность индийской культуры в том, что преемственность ее основных сюжетов и техник сохраняется в течение долгих веков; индийская цивилизация часто характеризуется как непрерывная в течение четырех с половины тысячи лет. Мы выбрали два предмета, которые происходят как раз с тех мест, которые посетил Никитин в Индии.
Латунная колба кальяна, происходит из города Бидара и сделана в технике «бидри». Сам сосуд сделан из сплава цинка и меди и инкрустирован серебром. Техника эта уникальна для бывшего царства Бахманидов, которое и посещал в Индии Афанасий.
Тканый зари паланкин происходит из Хайдерабада и принадлежит царствующей семье тамошнего низама. Хайдерабад — столица Теланганы, которую во времена Никитина Бахманиды контролировали.
Андрей ТеребенинКоллекционер