Прия Равиш Мехра (1961–2018) окончила знаменитый университет Шантиникетан, основанный Рабиндранатом Тагором, получив дипломом в области изящных искусств, специализировалась на тканях. Продолжила образование в Вликобритании, училась ткачеству в Королевском колледже искусств в Лондоне. Занималась исследованием сохранения индийских тканей, в особенности кашмирских шалей, в частных и государственных коллекциях в США.
Прия работала с различными тканями и в смешанной технике. Ее работы выставлялись в Индии, Великобритании, Мексике, США. Мы познакомились с работами Прии на выставках в делийской галерее Threshold, основатель которой курирует эту выставку. Нам также очень запомнилась выставка работ Прии на Кочинской биеннале в 2018 году, уже после смерти художницы. Прия стала нам дорогим человеком и сыграла важную роль в нашем осмыслении Индии. С ее работ началась наша индийская коллекция. На выставке также представлена кашмирская мужская шаль Джамавар из коллекции Прии.
Прия Равиш Мехра ушла из жизни после продолжительной болезни в 2018 году. Нам повезло, что мы имели возможность лично общаться с Прией.
Прия, художник по тканям, исследователь и дизайнер, сама работала на ручном ткацком станке, делала бумагу для своих работ и использовала разные природные материалы в своем творчестве. Прия происходит из рода мастеров «рафугари» — специалистов по восстановлению, а попросту сказать, штопанью кашмирских шалей. Ее интерес к тканям и ткачеству обусловлен происхождением ее корней из города Наджибабад. Начав с простого гобеленового ткачества, Прия перешла к изучению искусства мастеров «рафугари» из Наджибабада, которые восстанавливают поврежденные ткани, используя технику незаметных стежков. Они дают новую жизнь изначальной поврежденной форме. И это настоящее искусство — даже самую тонкую кашмирскую шаль они починят так, что только на просвет при хорошем освещении можно увидеть восстановленные места. Мы убедились в этом сами, когда отдали штопать поврежденную молью шаль. Когда мы увидели результат, то просто не поверили, что такое возможно! «Рафугари» (штопанье) — символическое утверждение важности акта исцеления.
Жизнь и искусство Прии слились в единой идее о бренности материального мира. Прия работала с непредсказуемыми возможностями материальной формы, в ее работах разрывы, как раны, приобретали глубокий смысл. После того, как у художницы диагностировали онкологическое заболевание, и от лекарств возникла аллергия на шерсть, она стала использовать природные материалы из своего сада, соединяя растительные волокна целлюлозы и древесины, сметая границы между внешним и внутренним. В ее работах появилась текстура, под поверхностью, как вены, пролегали неровности, возникали несовершенства, неожиданное, внезапное нарушение надежного порядка вещей. Это стало навязчивой темой, которая трансформировалась в абстракцию и эфемерность, помогала отпустить неизбежный страх конечности физического тела.